Франциск Скорина

Франциск Скорина

Франциск Скорина (родился между 1470 и 1490 в Полоцке, умер в 1551 или 1552 году в Праге) — восточнославянский и белорусский первопечатник, философ-гуманист, писатель, общественный деятель, предприниматель и учёный-медик. Переводчик на белорусский извод церковнославянского языка книг Библии, издатель этих книг.

В современной Беларуси Франциск Скорина считается одним из величайших исторических деятелей.

Потомки рода Скорины использовали герб древнего шляхетского дворянского рода Селява.

Биография

Франциск Скорина родился в Полоцке — одном из крупнейших городов Великого княжества Литовского — в семье купца Луки и его жены Маргариты. Точная дата его рождения не известна. Большинство исследователей считает, что Франциск родился около 1490 года, однако имеются альтернативные версии: 1470, 1476, 1482, 1485, 1486. Фамилия Скорина указывает на то, что среди предков Франциска по отцу могли быть скорняки.

Первоначальное образование Скорина получил в Полоцке. Латинский язык, возможно, изучал в школе монахов-бернардинцев.

Предположительно в 1504 году Франциск стал студентом Краковской академии, но точная дата поступления неизвестна. В университете будущий книгопечатник слушал курсы перипатетической философии и логики. В 1506 году закончил факультет вольных искусств как философ со степенью бакалавра. Немногим позже он получил звание лиценциата медицины и степень доктора вольных искусств.

После этого ещё пять лет Скорина учился в Кракове на факультете медицины. Степень доктора он защитил 9 ноября 1512 года. Он успешно сдал экзамены в Падуанском университете в Италии. Вопреки распространённому мнению, Скорина в Падуанском университете не учился, а прибыл туда именно для сдачи экзамена на научную степень. Об этом свидетельствует актовая запись университета, датированная 5 ноября 1512 года. 6 ноября 1512 года Скорина прошёл пробные испытания, а 9 ноября блестяще сдал особый экзамен и получил знаки медицинского достоинства.

В 1512—1516 годах внебрачный сын короля Сигизмунда І Старого — литовский княжич Ян обучался в Италии. Там он, по-видимому, познакомился с Франциском Скориной. Существует мнение, что в середине 1520-х годов Франциск Скорина был его лекарем и секретарём.

В 1517 году Франциск Скорина основал в Праге типографию и издал кириллическим шрифтом переведённый на старобелорусский язык «Псалтырь». Эта книга стала первым печатным изданием в истории белорусского и восточнославянского книгопечатания. Всего на протяжении 1517—1519 годов в типографии перевели и издали 23 книги Библии. Меценатами Скорины были Богдан Онков, Якуб Бабич, а также князь, воевода трокский и великий гетман литовский Константин Острожский.

Жизнь в Вильне

В 1520 году Скорина переехал в Вильну — столицу Великого княжества Литовского. Там он основал первую на территории государства типографию. Известные «Малая подорожная книжка» (1522) и «Апостол» (1525) он напечатал именно там.

В 1525 году умер один из спонсоров виленской типографии Юрий Одверник, после чего Скорине пришлось приостановить издательскую деятельность. Спустя некоторое время он женился на вдове Одверника Маргарите (Маркгорете). Через несколько лет один за одним умирают и другие меценаты Скорины. Сначала виленский бурмистр Якуб Бабич, в доме которого и была типография. Затем Богдан Онков, а в 1530 году и воевода трокский Константин Острожский.

В 1525 году последний магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский провёл секуляризацию Ордена и провозгласил светское Прусское герцогство. Оно продолжало считаться вассальным по отношению к Королевству Польскому. Магистр был увлечён реформаторскими переменами, которые в первую очередь касались церкви и школы. Для книгоиздательского дела Альбрехт в 1529 или 1530 году пригласил в Кёнигсберг Франциска Скорину.

Арест и тюремное заключение

В 1529 году умер старший брат Франциска Скорины Иван. Его кредиторы выставили имущественные претензии Франциску и Скорина спешно вернулся в Вильну. Уезжая он забрал с собой печатника типографии и лекаря. Цель поступка неизвестна, но «кража» специалистов стала причиной обиды его покровителя герцога Альбрехта. 26 мая 1530 года тот отправил воеводе виленскому Альбрехту Гаштольду требование вернуть людей.

5 февраля 1532 года кредиторы покойного Ивана Скорины, обратились с жалобой к королю польскому и великому князю литовскому Сигизмунду I. Они добились ареста Франциска за долги брата. Предлогом послужило то, что Скорина будто бы скрывал унаследованное от покойного имущество. Этим они объясняли его переезды с места на место. На самом же деле наследником Ивана был его сын Роман. Несколько месяцев Франциск Скорина просидел в познанской тюрьме, пока его племянник Роман не добился встречи с королём, которому объяснил дело. В мае печатника освободили. А в ноябре король подписал документ, который не только подтвердил полную невиновность Франциска, но и даровал ему множество льгот и привилегий.

В 1534 году Франциск Скорина предпринял поездку в Великое княжество Московское. Известно, что его изгнали оттуда за приверженность к католицизму. Книги Скорины в Москве были сожжены за латинство.

Около 1535 года Скорина переехал в Прагу. Распространённая версия о том, что Скорина занимал должность королевского садовника по приглашению короля Фердинанда I и основал знаменитый сад на Градчанах, не имеет под собой серьёзных оснований. Чешские исследователи, а вслед за ними и иностранные историки архитектуры, придерживаются канонической теории, что «сад на Граде» был заложен в 1534 году приглашёнными итальянцами Джованни Спацио и Франческо Бонафорде. Чем на самом деле Франциск Скорина занимался в Праге последние годы жизни — в точности неизвестно. Вероятнее всего, практиковал как врач.

Смерть

Точная дата смерти Скорины не установлена. Большинство учёных предполагают, что он скончался около 1551 года или в январе 1552 г. Однако существуют версии, что Скорины не было в живых уже к 1541 году. Из доверенной грамоты короля Фердинанда I , выданной 29 января 1552 года, следует, что «бывший доктор Франтишек Рус Скорина из Полоцка» служил в королевстве садовником и оставил после смерти сына Симеона Руса. Симеон просил выдать ему имущество отца, на что король давал своё согласие. Известно, что сын унаследовал профессию отца и стал доктором.

Место захоронения белорусского первопечатника неизвестно. В 2017 году исследователь Адам Мальдис предположил, что Скорина мог быть похоронен в костеле Святого Вита в Чески-Крумлове, что на юге Чехии.

Книги

Язык, на котором Франциск Скорина печатал свои книги, был основан на церковнославянском языке. Он содержал большое количество белорусских слов, и поэтому был больше всего понятен жителям Великого княжества Литовского. Долгое время среди белорусских лингвистов велись дискуссии о том, на какой язык перевёл книги Скорина: на белорусскую редакцию (извод) церковнославянского языка или на церковный стиль старобелорусского языка. В настоящее время белорусские лингвисты сходятся во мнении, что язык четвёртого перевода Библии Франциска Скорины — это белорусская редакция (извод) церковнославянского языка. Язык Библии Скорины весьма схож с языком рукописного сборника «Десятоглав» Матвея Ивановича Десятого. Кроме того, в работах Скорины замечено влияние чешского и польского языков.

Библия Скорины нарушала те правила, которые существовали при переписывании церковных книг: содержала тексты от издателя и даже гравюры с его изображением. Это единственный подобный случай за всю историю издания Библий в Восточной Европе. Из-за запрета на самостоятельный перевод Библии католическая и православная церковь не признавала книги Скорины.

Шрифты и гравированные заставки из виленской типографии Скорины использовались книгоиздателями ещё сто лет.

Взгляды

Взгляды Франциска Скорины свидетельствуют о нём как о просветителе, патриоте, гуманисте. В текстах Библии он предстает человеком, который содействует распространению письменности и знаний. Франциск Скорина — начинатель нового понимания патриотизма: как любви и уважения к своему Отечеству.

Гуманист Скорина оставил свой моральный завет в строчках, которые содержат мудрость человеческой жизни и взаимоотношений людей: «Закон прироженый в том наболей соблюдаем бывает: то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, итого не чинити иным, чего сам не хощеши от иных имети… Сей закон прироженый ест в серци единого кажного человека».

Предисловия и послесловия в Библии Франциска Скорины, где он раскрывает глубокий смысл библейских представлений, пропитаны заботой о разумном упорядочении общества, воспитания человека, установления достойной жизни на земле.

Вероисповедание

Какой конфессии придерживался Франциск Скорина, в точности неизвестно. Никаких прямых доказательств на этот счет нет, не сохранились и свидетельства самого Скорины. Единственным прямым указанием является высказывание униатского архимандрита Антония Селявы, автора полемической книги Anteleuchus (Вильня, 1622), который, обращаясь к православным, писал о начале Реформации на белорусских землях: «Перед унией (Брестской церковной унией 1596 года) был Скорина, еретик-гусит, который для вас печатал в Праге книги по-руски».

Католицизм

Скорина мог быть католиком, так как среди книг, издаваемых им в пражский период (1517—1519), были те, которые входят в православный и католический библейский канон. Это «Притчи про мудрого царя Соломона» (1517) и «Песнь песней» (1518). Язык пражских изданий близок к западнорусскому литературному языку (современники называли его «руским», отсюда и «Библия руска»).

В Великом княжестве Московском книги Скорины сожгли как еретические и написанные на территории, подвластной римской церкви. Издательскую деятельность Скорины критиковал православный князь Андрей Курбский, причём уже после своей эмиграции из Москвы.

По некоторым данным брат Франциска Иван был католическим священником, что может косвенно свидетельствовать в пользу принадлежности самого Франциска к этой религии. Кроме того, Скорина в совершенстве владел латинским языком и учился в двух католических университетах Европы — Краковском и Падуанском. В Чехии он и его семья были тесно связаны с местным католическим духовенством и приходами. В Вильно Скорина служил в католической курии, был секретарём и помощником виленского католического епископа.

Православие

Тем не менее, Скорина мог быть и православным. Факты и аргументы в пользу этого вероисповедания также многочисленны и косвенны. Во-первых, есть сведения, что до 1498 года в Полоцке не было католической миссии. Это означает, что детское крещение Скорины вряд ли прошло по католическому обряду.

Во-вторых, книги виленского периода (1522—1525) печатались на старобелорусском варианте церковнославянского языка. Для современников Скорины и ещё столетия спустя это был «словенский» язык. Именно этим можно объяснить их соответствие православным канонам. В своих публикациях переводчик-библеист Скорина поделил «Псалтирь» на 20 кафизм согласно православной традиции, чего нет в западном христианстве. В «Святцах» из «Малой подорожной книжки», где Скорина придерживается православного календаря, он привёл дни памяти православных святых — восточнославянских Бориса, Глеба, Феодосия и Антония Печерских, некоторых южнославянских (Савва Сербский). Однако там нет католических святых, в том числе и ожидаемого святого Франциска. Некоторые имена святых поданы в народной адаптации: «Ларионъ», «Олена», «Надежа».

Третьим аргументом в пользу «православной» версии может служить то, что медицинский диплом Скорине вручали не в католической церкви, а в «в установленном месте епископского дворца». В европейских католических университетах того времени католикам знаки достоинства вручались именно в церкви, а остальным — в определённых уставом университета местах. Этот факт указывает на непричастность Скорины к католической конфессии.

Протестантизм

Одна из теорий гласит, что Франциск Скорина был связан с гусизмом — протореформационным движением. Реформаторы XVI века считали Скорину своим соратником. В документах XVII—XVIII столетия Скорина упоминается как протестант. Интересным фактом является и то, что экземпляр скориновской «Малой подорожной книжки» из собрания Британской Библиотеки (Лондон) носит на себе экслибрис (знак, удостоверяющий владельца книги) Пауля Сператуса лютеранского епископа Помезании.

Примечательно и то, что прусский герцог-реформатор Альбрехт пригласил в Кёнигсберг именно Франциска Скорину, хотя мог бы найти специалистов в книгопечатании и медицине среди единоверцев и соотечественников.

Память

Имя Скорины носят:

  • университет в Гомеле;
  • центральная библиотека;
  • педагогическое училище;
  • гимназия № 1 в Полоцке;
  • гимназия № 1 в Минске;
  • гимназия в Вильнюсе;
  • общественное объединение «Общество белорусского языка», а также другие организации и объекты.

В разное время имя Франциска Скорины носило пять улиц Минска, а также улицы во Львове, Барановичах, Пинске, Берёзе, Бресте, Полоцке и других городах. Памятники Скорине установлены в Полоцке, Минске, Лиде, Калининграде, Вильнюсе, Кишинёве и Праге.
Именем Ф. Скорины названа малая планета № 3283, открытая советским астрономом Николаем Черных.

Я, Франциск Скорина… — кинофильм, посвященный Франциску Скорине, роль которого исполнил Олег Янковский.
Крупнейшие мероприятия, направленные на чествование Франциска Скорины, происходили в Беларуси и зарубежных странах в 1917, 1925, 1967, 1972, 1986—1991, 2017 годах. Особую значимость обрело празднование в 2017 году 500-летия белорусского книгопечатания, которое дало большой импульс исследованию и популяризации наследия Франциска Скорины.

На протяжении 2012—2017 годов благодаря усилиям Алеся Суши и Романа Мотульского были организованы выставки изданий Ф. Скорины (в том числе из зарубежных собраний) в Минске, Полоцке, Москве, Праге, Лондоне и пр. Тогда же состоялись научные конференции, художественные конкурсы, массовые мероприятия для детей. Вышло множество научных и популярных публикаций на различных языках. Кроме того, была проведена работа по выявлению, описанию и получению цифровых копий изданий Ф. Скорины. Они были найдены в Великобритании, Германии, Польше, России, Украине, Чехии и других странах.

В результате  сформировалась электронная коллекция из более чем 200 полнотекстовых копий. В 2013—2017 годах был реализован фундаментальный по своей значимости научный и издательский проект по факсимильному воссозданию книжного наследия Франциска Скорины (издано 20 томов). Тогда же состоялось возвращение «Малой подорожной книжки» Ф. Скорины в Беларусь.