Михаил Высоцкий

Высоцкий Михаил Степанович

Высоцкий Михаил Степанович — советский и белорусский учёный, государственный и общественный деятель. Один из основоположников белорусского грузового автомобилестроения. Создатель белорусской школы конструирования и исследования грузовых автомобилей. Академик Национальной академии наук Беларуси. Заслуженный работник промышленности СССР (1991), Герой Беларуси (2006).

Биография

Родился 10 февраля 1928 года в деревне Семежево, Копыльский район, Минская область, БССР. Трудовую деятельность начал в 1946 году на Минском автомобильном заводе (МАЗ) слесарем-сборщиком.

В 1949 году Высоцкий окончил Минский автомеханический техникум. В своей дипломной работе предложил механизм первого конвейера для сборки МАЗов. С этого же года начал работать в качестве конструктора, а также учиться. В 1955 году он закончил Всесоюзный заочный машиностроительный институт в Москве.

Михаил Степанович 50 лет проработал на Минском автозаводе, 35 из которых — главным конструктором.

В 1950-е годы на предприятии налаживалось производство бортового автомобиля МАЗ-200 и самосвала МАЗ-205. Они не имели стабильных размеров, поэтому при сборке возникали большие сложности. Высоцкий внёс ряд значительных изменений, позволивших адаптировать к конвейерной сборке кабину, оперение (от слова опора), крылья (синоним дверцы) и добился их реализации в производстве. Благодаря этому повысилось качество и надёжность машин. Разработанные при его личном участии конструкции прицепов и полуприцепов имели ряд уникальных новшеств: торсионная подвеска, герметичные тормоза и аппараты к ним. В результате, в середине 1950-х годов их использовали как шасси для монтажа передвижных электростанций и систем управления. В октябре 1957 года их применили для запуска первого искусственного спутника Земли. Высоцкий возглавлял подразделение Минского автозавода, которое занималось созданием прицепов, сориентированных на космические нужды.

Серьёзным испытанием для конструктора стала разработка кабины и оперения для 25-тонного самосвала МАЗ-525 и первого в мире 40-тонного самосвала МАЗ-530. Последний был отмечен на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в октябре 1958 года высшей наградой — «Гран-при».

В 1961 году Михаила Степановича назначили главным конструктором Минского автозавода. С его именем связаны наиболее значительные достижения флагманского предприятия отрасли. В первую очередь, разработка принципиально новой компоновки большегрузных автомобилей «кабина над двигателем». Впервые она была реализованная в МАЗ-500 (серийный выпуск с 1965 года), а в дальнейшем получила распространение во всем мире. Ещё одним успехом стало создание шести поколений магистральных автопоездов. Их последние модели отвечают жёстким требованиям международных стандартов. В их числе концептуальный модульный автопоезд МАЗ-2000 «Перестройка», который был признан автомобилем XXI века. На Парижском Большом салоне автомобилестроения в 1988 году он получил золотую медаль. Впечатляющее транспортное средство стало прототипом разрабатываемого многозвенного автопоезда.

В 1970 году решением Совета Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ) Михаилу Степановичу Высоцкому присудили учёная степень кандидата технических наук. Выводы, сделанные в его работе, сводились к необходимости создания отечественных большегрузных автопоездов для магистральных перевозок.

В 1971 году под руководством конструктора создано семейство автомобилей МАЗ-500А, а в 1978 году — МАЗ-5335. Все последующие модели автомобилей отличаются от предыдущих более высокими технико-экономическими показателями: скоростными и тормозными свойствами, топливной экономичностью и плавностью хода, маневренностью и эргономичностью.

По поручению Правительства СССР под руководством Высоцкого разработаны конструкции автомобилей-самосвалов для Камского автозавода, которые в 1973 году были рекомендованы Госкомиссией к массовому производству.

Профессиональная деятельность Михаила Степановича была связана с установлением и укреплением связей науки с производством, а также ориентацией научного потенциала академической, вузовской и отраслевой науки на решение наиболее актуальных проблем, стоящих перед отечественным машиностроительным комплексом. В 1974 году по его инициативе был создан академический Отдел грузовых автомобилей (ОГрА) двойного подчинения: Академии наук Белорусской ССР (АН БССР) и Минскому автозаводу. В 1975 году созданы учебно-научно-производственное объединение «МАЗ-БПИ», а в его рамках — кафедра Белорусского политехнического института (БПИ, ныне — БНТУ) «Большегрузные автомобили», руководителем которой академик Высоцкий являлся до последнего времени. Тогда же образовано научно-производственное объединение «Автофизтех».

С 1975 года Высоцкий назначен главным конструктором-начальником управления главного конструктора производственного объединения «БелавтоМАЗ», в которое вошли все автомобильные заводы республики.

В 1976 году он защитил докторскую диссертацию в МАДИ. Крупным вкладом в развитие теории мобильных машин стала разработанная Михаилом Степановичем теория проектирования и испытания большегрузных автопоездов. А спустя 13 лет, в 1989 году, его избрали действительным членом (академиком) Академии наук БССР.

Высоцкий был одним из инициаторов организации на МАЗе отечественного крупномасштабного производства автобусов, а также руководителем создания их первых моделей совместно с немецкой фирмой «Неоплан» (1992 год). Это послужило основой современного производства по выпуску широкого семейства унифицированных автобусов. Масштабный проект был ориентирован на полное обеспечение потребностей Беларуси и поставки на экспорт.

Работая с 1992 по 1997 годы вице-президентом академии наук Беларуси, он смог консолидировать усилия учёных и заводских специалистов не только в интересах МАЗа и ПО «БелавтоМАЗ», но и всей автотрактростроительной отрасли республики. В итоге это позволило пережить острый экономический кризис в период распада СССР. А кроме того обеспечило становление национального автомобиле- и автобусостроения. Как результат, отрасль встала на путь устойчивого динамичного развития. Это стало существенным вкладом в формирование ВВП и наращивание экспортного потенциала Беларуси.

С 1993 по 2001 годы  Высоцкий работал директором созданного по его инициативе Научного центра проблем механики машин НАН Беларуси. С 2001 года стал генеральным директором Научно-инженерного республиканского унитарного предприятия (НИРУП) «Белавтотракторостроение» НАН Беларуси. В 1995 году для государственной поддержки автотракторостроения по инициативе Михаила Степановича  была разработана государственная научно-техническая программа (ГНТП) «Белавтотракторостроение». Проект поддержал президент Республики Беларусь и одобрил государственный заказчик в лице Министерства промышленности. Сначала на период 1996—1998 годы, а затем до 2005 года. В это же время Высоцкий был инициатором и научным руководителем Государственной программы фундаментальных исследований «Механика». Она обеспечивала научный фундамент исследований «Белавтотракторостроения». В 2002 году, в исполнение поручения президента Республики Беларусь, была разработана Государственная целевая программа развития автотракторостроения и комбайностроения Республики Беларусь на 2003—2005 годы. Несколько позже её дополнила программа «Автотракторокомбайностроение» на период до 2010 года.

В 2002 году постановлением Совета Министров Республики Беларусь выдающийся конструктор назначен генеральным конструктором по автомобильной технике Республики Беларусь.

В 2003 году под его руководством была разработана укрупнённая Государственная научно-техническая программа «Машиностроение». Совет Министров Республики Беларусь утвердил её в 2004 году. Высоцкий создал Республиканский компьютерный центр машиностроительного профиля. Там разрабатывали, осваивали и внедряли передовые технологии проектирования новых конкурентоспособных моделей автотракторной и сельскохозяйственной техники.

С мая 2006 года и до последних дней жизни Михаил Степанович являлся генеральным директором Государственного научного учреждения «Объединённый институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси». Это ведущий научный и инновационный центр страны в области механики. Также он имеет статус головного научного учреждения по вопросам автотракторосельхозмашиностроения. Деятельность центра направлена на решение наиболее актуальных и экономически значимых задач.
Под руководством Высоцкого институт достиг немалых высот в области фундаментальных исследований. Среди них разработка и обоснование принципов модульного проектирования автопоездов. Кроме того, формирование принципов создания специфических математических и компьютерных моделей. Их использовали для исследования эксплуатационных свойств при реализации комплекса виртуальных испытаний. Это позволило исследовать ранее не рассмотренные в теории автомобиля случаи криволинейного движения транспортных средств. Помимо этого, удалось сформировать подходы к созданию алгоритмов управления движением многозвенных автопоездов.

Примечательно, что несмотря на многообразие и новизну выпускаемой техники, до 2009 года в Беларуси отсутствовал специализированный полигон для её испытаний. От чего проведение научных исследований и сертификации мобильных машин было несколько осложнено. В связи с этим Высоцкий решил инициировать и координировать работы по созданию белорусского автомобильного полигона.

Высоцкий развил теорию виртуального проектирования и испытаний мобильных машин. Получил результаты в области динамики автомобильных и железнодорожных цистерн. Выполнял организаторскую работу по созданию и контролю государственных научно-исследовательских и научно-технических программ.

Его деятельность всегда была связана с наукой

Конструктор опубликовал более 450 научных трудов. Более того, издал 20 монографий и получил 145 авторских свидетельств и патентов. Большинство из них послужили основой для повышения конкурентоспособности и создания новых видов автотракторной техники.

За свою жизнь выдающийся конструктор подготовил 6 докторов и 18 кандидатов наук. Он также создал белорусскую школу механики и комплексного проектирования мобильных машин. Именно там впервые в стране заложили основы теории проектирования и ускоренных испытаний высокоскоростных большегрузных магистральных автопоездов.

Михаил Степанович умер 25 февраля 2013 года. Его похоронили на Восточном кладбище в Минске.

Научно-организационная и общественная деятельность

  • Член Президиума Комитета по Государственным премиям Республики Беларусь, а также Комиссии по вопросам государственной научно-технической политики при Совете Министров Республики Беларусь; Межведомственной комиссии по рассмотрению кандидатур для назначения стипендий президента Республики Беларусь талантливым молодым учёным; Межведомственного научно-технического совета Министерства промышленности Республики Беларусь.
  • Председатель Научного совета по проблемам машиностроения НАН Белоруссии; Межведомственного экспертного совета по приоритетному направлению фундаментальных и прикладных научных исследований «Механика машин, обеспечение надёжности и безопасности технических систем, повышение конкурентоспособности продукции машиностроения»; Экспертного совета по машиностроению Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований.
  • Генеральный директор Государственного научного учреждения «Объединённый институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси».
  • Руководитель Органа по сертификации транспортных средств, предметов их оборудования и частей; эксперт-аудитор по качеству Республиканского органа по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь.
    Попечитель Духовно-образовательного Центра Белорусской Православной Церкви в Минске. Член Президиума Белорусско-Российского Комитета «Союз».
  • Заместитель председателя по науке Белорусской научно-промышленной ассоциации. Руководитель общества дружбы «Беларусь − Корея».
  • С 1992 года руководитель белорусского отделения группы международного общества автомобильных инженеров (SAE).
    Член международного общества инженеров механиков (ASME).
  • Редактор энциклопедии «Машиностроение» (Москва) по автомобильной тематике.
  • Председатель Белорусского регионального редакционного совета журнала «Автомобильная промышленность» (Москва).
  • Член редакционного совета «International Journal of Vehicle Design» (Великобритания); Международного журнала по транспортным технологиям, научно-технического журнала «Грузовик &» (Москва); журнала «Весці НАН Беларусі» (Серыя фізiка-тэхнічных навук). Главный редактор Международного научно-технического журнала «Механика машин, механизмов и материалов».

Звания

  • 1976 год — почётное звание «Заслуженный деятель науки и техники БССР».
  • 1978 год — звание профессора по кафедре «Большегрузные автомобили» БГПА.
  • 1991 год — почётное звание «Заслуженный работник промышленности СССР» — единственный в Беларуси.
  • 2006 год — Указом президента Республики Беларусь от 1 марта № 135 академику М. С. Высоцкому присвоено звание «Герой Беларуси». В этом же году ему вручили Золотую Звезду Героя за исключительные заслуги в социально-экономическом развитии Республики Беларусь.
  • 2008 год:
    — звание «Почётный доктор Белорусского национального технического университета»;
    — почётный профессор Белорусского государственного университета транспорта;
    — звание Почётный гражданин Копыльского района;
    — звание Почётный гражданин города Минска;
  • 2009 год — звание Почётный гражданин Минской области.

Премии и награды

  • орден Трудового Красного Знамени за создание нового семейства автомобилей МАЗ-500.
  • премия СССР в области науки и техники за создание конструкции унифицированного семейства высокопроизводительных большегрузных автомобилей МАЗ-500 и организацию их производства на Минском автомобильном заводе присуждена Государственная;
  • медаль к 100-летию В. И. Ленина.
  • Государственная премия БССР за создание уникальной гибкой автоматизированной системы ускоренных испытаний автомобилей МАЗ и их узлов М. С. Высоцкому, как руководителю творческого коллектива.
  • орден Ленина за создание нового вида автомобильного транспорта — большегрузных магистральных автопоездов.
  • орден Отечества III степени за заслуги в развитии фундаментальных исследований в области машиностроения, большой личный вклад в создание и освоение производства прогрессивной автомобильной техники;
  • награда признания за значительный вклад и самоотверженность в достижении роста и успехов секций SAE.
  • награда Белорусской инженерной академией золотой медалью «За заслуги в развитии науки и техники».
  • Благодарность Верховного Главнокомандующего ВС РФ В. В. Путина за образцовое выполнение воинского долга и самоотверженное служение Отечеству.
  • золотая медаль имени С. П. Королёва Федерации космонавтики России за заслуги перед отечественной космонавтикой.
  • орден Отечества II степени за заслуги в развитии фундаментальных исследований в области машиностроения, большой личный вклад в создание и освоение производства прогрессивной автомобильной техники.

Приказом Министерства образования Республики Беларусь учреждение образования «Минский государственный автомеханический колледж» переименовано в учреждение образования «Минский государственный автомеханический колледж имени академика М. С. Высоцкого». Именем академика М. С. Высоцкого назвали одну из улиц Минска.