Несвижский замок

Несвижский замок

Несвижский замок в Минской области — один из самых красивых и таинственных замков Беларуси. Он является родоначальником нового типа бастионных укреплений в Беларуси — так называемой новоитальянской системы.

Дворец выглядит очень романтично: монументальная постройка с гармоничными башнями разного размера, поднятая над водой, тонет в зелени деревьев.

В настоящее время Несвижский замок — историко-культурный музей-заповедник, в 2005 году внесенный во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

История замка

Целый ряд источников середины XV — начала XVI века свидетельствует, что Несвиж уже существовал, однако был феодальной усадьбой. Замок и поселение появились не раньше XVI века.

Владелец Несвижа конца XV века воевода Петр Янович Монтигердович погиб в 1494 году. Несвиж отошел к его дочери Софье, которая была замужем за смоленским воеводой Станиславом Кишкой. В 1513 году княжна Анна из этого рода вступила в брак с Яном Радзивиллом (Бородатым), которому перешел Несвиж. Эту дату Радзивиллы считают официальной датой начала владения Несвижем.

Считается, что деревянный замок построили при Кишках. Его облик известен лишь благодаря гравюре Томаша Маковского. Замок представлял собой кастель, характерный для Западной Европы конца XV — первой половины XVI века и очень похож на Мирский замок. Роль замка как военного центра подтверждает большой список военного снаряжения, вывезенного в 1569 году.

Первоначальная разработка проекта каменного замка началась Н. Х. Радзивиллом Сироткой. Официальной датой начала строительства считается 7 мая 1583 года. Новый замок поручили построить итальянскому архитектору Джованни Бернардони.

Первый замок Н. Х. Радзивилла Сиротки

Замок имел четырехугольную форму, размерами 170×120 м, окружен глиняным валом с бастионами по углам, сухим оборонительным рвом и укрепленной дорогой по внешнему периметру рва. Попасть в замок можно было по деревянному мосту через озеро. Вал замка заслонял от обстрела весь первый этаж. В середине вала размещались отдельные вспомогательные службы, четыре потайных выхода и конюшни. Судя по гравюре Т. Маковского (начало XVII века), замок первоначально застраивался отдельно стоящими зданиями и планировался в первую очередь как арсенал.

Замок в XVII веке

После смерти Н. Х. Радзивилла Сиротки во владение вступил в 1616 году Ян Ежи Радзивилл, а после него в 1625 году ― князь Альбрехт Владислав Радзивилл. После него дело по упорядочиванию родового гнезда продолжил Александр Людвик Радзивилл в 1640-х годах. По информации из описи инвентаря, с левой стороны от входа размещалось помещение для проживания несвижского городничего. За ними размещался выход на вал. Справа от входа в замок размещалась замковая тюрьма, за ней ― пекарня, винокурня и дом винокура. За ним ― еще одна тюрьма и литейная мастерская. В помещении над воротами размещалась княжеская библиотека. При Александре Людвике дворец соединили одноэтажной аркадной галереей с трехэтажной постройкой.

Замок во время войны 1654–1667 годов

Война России с Речью Посполитой оставила след в истории замка. В то время Несвиж принадлежал литовскому молодому магнату Михаилу Казимиру Радзивиллу. Он стал владельцем замка после смерти отца — Александра Людвика.

В сентябре 1655 года русские войска появились под Несвижем. Замок не взяли штурмом, но он получил серьезные повреждения. Сожгли крыши, апартаменты третьего этажа во дворце и каменной постройке. Уничтожили декор мраморной залы, княжеской часовни и мраморного эркера.

Михаил Казимир Радзивил приказал восстановить и укрепить замок: как показала история, эти усилия не были излишними. Тогда большую опасность представляли отряды Богуслава Радзивилла, стоявшие в Слуцке. Еще более серьезная угроза для Несвижа возникла весной 1660 года ― Новогрудское воеводство стало объектом нападения армии князя Ивана Хованского.

В 1661 году сейм Речи Посполитой постановил компенсировать расходы М. К. Радзивилла на восстановление замка в размере 56 628 польских злотых. Это постановление стимулировало восстановительные работы в замке в 1660–1670-х, а в 1680–1690-х годах, уже при его преемниках Ежи Юзефе и Кароле Станиславе, крупномасштабную реконструкцию оборонного комплекса. Преобразования заключались в модернизации оборонительного комплекса в соответствии с правилами староголландской школы, опиравшейся на точные геометрически-математические принципы. Фортификационные сооружения замка усилили, бастионы ― приподняли и удлинили.

Во второй половине 1670-х работы по укреплению фортификаций проводились под руководством Делавали, которому подчинялись все участники работ, а за вторую половину 1690-х годов фортификационными работами руководил «оберштерлейтенант» Петр Ян Вогше.

Замок во время Северной войны и после

В 1706 году город и замок стали целью Карла XII, который намеревался разорить владения всех магнатов, поддерживавших Августа II. После победы над российскими войсками Карл XII подошел к Несвижу. Это была первая в истории замка капитуляция.

Замок восстановили в 1720-е годы, но постепенно он утрачивал первоначальные черты. Наибольший размах работы приобрели при Михаиле Казимире Радзивилле Рыбоньке. Восстановление и перестройка в стиле барокко замка завершилась после 1726 года архитектором К. Ждановичем. Именно при Михаиле Казимире Радзивилле замок получил тот облик, который сохранился до сегодняшнего дня.

В 1724 году в Несвижском замке создана капелла. С 1740 года действовал крепостной театр, ставивший комедии и трагедии, позже внимание стали уделять балетам и операм. В 1755 году в парке Альба построили летний дворец под названием «Консоляция» по проекту Маурицио Педецци.

Вершина расцвета замка

При Кароле Станиславе Радзивилле в Речи Посполитой разгорелась борьба за власть, в результате которой владелец замка Кароль Станислав, известный как «Пане Коханку», оказался в оппозиции к существующей власти. В 1767–1768 годах он вернулся в Несвиж и попробовал возродить кадетский корпус, основанный отцом. Всего в школе было 48 кадетов. Общеобразовательных предметов в курсе не было, поскольку корпус понимался как специальная школа для подготовки к военной профессии. Изучали немецкий и французский языки, математику, логику, артиллерию, архитектуру, рисование. Корпус просуществовал до 1776 года.

В 1780 году Кароль Станислав начинает работы по возрождению замка с пылом и страстью. На тот момент замок состоял из дворца и вспомогательных корпусов вокруг въездных ворот. Усложнились украшения фасадов. Богато были украшены щит фронтона, сваи откосов вокруг ризалита и межпилястровые промежутки.

Дворец — трехэтажное прямоугольное строение ― был накрыт черепицей и завершен круглой купольной ротондой, в которой находился часовой колокол. На нижнем этаже размещались служебные апартаменты, две бани и другие помещения. Верхние этажи занимали княжеские апартаменты. В интерьерах были керамические и фаянсовые печи и камины с металлическими геральдическими изображениями. Лепной потолок был покрыт позолотой и росписью. Мебель ― инкрустирована и расписана, украшена художественными тканями.

В 12 величественных залах размещалась библиотека, в которой насчитывалось 20 000 томов; портретная и художественная галереи, где было множество полотен, принадлежавших кистям известных художников; богатая коллекция европейского, арабского, японского и китайского оружия; известные слуцкие пояса, кореличские и несвижские шпалеры, коллекция монет и медалей, роскошная мебель.

Замок в XIX веке

После смерти Кароля Станислава Радзивилла Несвижский замок перешел к Доминику Иерониму Радзивиллу. Он не жалел денег на реставрацию замка. Современники отмечали его разгульную охоту; конюшню, украшенную мрамором, зеркалами, бронзой, шелковыми занавесками, и надушенную. Поскольку кони ― после женщин ― были главной страстью князя, на его конюшнях были 300 лошадей, стоившие 1 000 000 рублей ассигнациями.

Во время французского нашествия 13–16 июля 1812 года в Несвиже находился Жером Бонапарт, а в замке временно расположился его штаб, потому как Доминик Радзивилл выступил на французской стороне. Когда армия Наполеона начала отступать, Доминик Радзивилл направил письмо управляющему замком Альберту Бургельскому с указанием спрятать все родовые сокровища. Однако это не спасло сокровища: они все же были вывезены из замка специальной комиссией на 10 бричках.

Следующих несвижских ординатов Несвиж мало интересовал ― преимущественно они жили в Берлине. Оставаясь без хозяина, Несвижский замок в середине XIX века постепенно приходил в упадок.

Возрождение замка. Закладка паркового ансамбля

Возрождение дворцового комплекса связывается с именами Антония Вильгельма Радзивилла и его жены Марии Доротеи де Кастеллян-Радзивилл. Впервые чета посетила родовое гнездо в 1865 году. По воспоминаниям Марии Доротеи, замок представлял собой сплошные руины. После Антоний Радзивилл стал инициатором проведения конференции, на которой решилась судьба Несвижского замка. В соответствии с ее решениями были назначены служащие для подготовки замка к реставрационным работам.

До 1880 года завершился первый этап реконструкции замка, главным образом касавшийся строительных работ, а после начались работы по восстановлению и пополнению ценностями интерьеров. Князь Антоний приложил много усилий, чтобы вернуть былую роскошь и разбросанные по всей Европе богатейшие коллекции Радзивиллов.

Возрождая Несвижский парк, Мария Доротея большое внимание уделяла и изменению окружения парка. Благодаря ее усилиям на правом берегу реки Уша заложен в 1878 году Старый парк.

Во второй половине 1880-х Несвижский замок приобрел архитектурный облик, существующий до сегодняшнего дня.

Замок в XX веке

Следующий несвижский ординат Ежи Фридрих Радзивилл перебрался в Несвиж в 1905 году. Он привез богатейшую коллекцию монет, мушкетов, столовых приборов, боевых ножей, охотничьих трофеев, табакерок и т. д. В начале XX века Мария Доротея продолжила работу по созданию паркового ансамбля.

Во время Первой мировой войны с 1915 года Несвиж стал прифронтовым городом. Советскую власть установили в Несвиже 29 октября 1917 года, и Радзивиллы покинули замок. А 20 февраля 1918-го город заняли немцы, которые покинули Несвиж только в 1919 году.

После Рижского мирного договора 1921 года князь Альбрехт Антоний Радзивилл смог вернуться в замок. Он много внимания придавал и восстановлению замка, и возвращению утраченных сокровищ. Именно благодаря ему Несвижский замок стал культурным центром города. Семнадцатым и последним ординатом стал младший брат Альбрехта, князь Леон Владислав Радзивилл (с начала 1939 года).

Первого сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Несвиж находился на границе с Советским Союзом, и войска Красной армии заняли город и замок. Всю несвижскую коллекцию ценностей разделили.

Во времена СССР в комплексе располагался санаторий «Несвиж». Туда направляли людей с заболеваниями нервной и сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Практически все помещения во время «реконструкции» 1950-х приспособили под лечебное учреждение.

Архитектура замка и арсенал

Артиллерия

В XVII веке артиллерия Несвижского замка составляла более 100 пушек. К 1733 году их осталось уже только 30. Тогда же в замке насчитывалось 406 ружей и 59 «янычарок». В Несвиже впервые в Беларуси была создана литейная пушечная мастерская (людвисарня). В Несвижской людвисарне в 1597 году была отлита серия пушек и мортир, получивших имена христианских святых: «Святой Иоанн», «Святой Марк», «Святой Михаил», «Святой Рафаил», «Святой Матвей», «Святая Марконеза».

Отлитые мастерами пушки были образцами литейного искусства. Стволы напоминали причудливые колонны, переплетенные стволы деревьев с объемными рисунками попугаев, сов, семиглавых чудовищ, собачьих голов и др. Это придавало пушкам экзотичность и привлекательность. Оригинальны и латинские надписи на стволах («Гидра: готовит траур, скоро тронет черной меткой»; «Попугай: всех убиваю, кого кривым клювом ударяю»; «Сова: катастрофу предсказываю каждому, если кто-то прибудет сюда как разрушитель»).

До нашего времени пять сохранившихся несвижских пушек — «Гидра», «Сова», «Попугай», «Химера», «Цирк» — находятся в музее Войска Польского в Варшаве, еще одна («Мелюзина») — в королевском музее артиллерии в Стокгольме, пушка «Цербер» — в Санкт-Петербурге, в музее артиллерии.

Архитектура

Замок размещен на острове, созданном рекой Уша, прудами и рвом. Площадку 170×120 м обрамлял вал, облицованный камнем. В его угловых частях находились бастионы, а в толще — помещения военного и хозяйственного значения (арсенал и склады). Дворец с восьмигранными дозорными башнями имел три этажа, справа от него — также трехэтажная казарма с пристроенной высокой дозорной башней, а слева — хозяйственный корпус.

На протяжении XVII–XVIII веков замок значительно перестраивался: каменные бастионы заменили земляные укрепления; надстроен четвертый этаж центрального ризалита, завершенный треугольным фронтоном с рельефным декором; боковые корпуса соединены с центральным корпусом трехэтажными постройками, а с въездными воротами — галереями. Вход на территорию ведет через перекрытый цилиндрическими сводами туннель въездных ворот, завершенных треугольным фронтоном.

Интерьеры замка впечатляют роскошью. Всего в замке было около 300 гостиных покоев и 12 больших парадных зал. Особенно богато были украшены галерея и парадные залы, каждая из которых имела неповторимый художественный образ и название: Золотая, Королевская, Гетманская, Мраморная, Звездная, Рыцарская, Охотничья и т. д. В Библиотечной зале было собрано более 20 000 рукописных и печатных книг практически на всех европейских языках. После реставрации в 2011 году открыли Бальную, Каминную, Малую столовую, Гетманскую залы и Театральную залу замка.

Парковый комплекс

Возникновение современного паркового комплекса связывается с именем Марии де Кастеллян. Парки заложили в 1879 году в пойме реки Уша. По времени закладки, планировке и архитектуре, подбору насаждений Несвижский парковый ансамбль делят на пять частей.

В Замковом парке множество экзотических растений. Небольшой двор оформлен группой голубых елей, цветами, а стена и башня замка увиты диким виноградом. Старый парк, или Озерин, заложен в 1878 году на левом берегу пруда Дикого. Основная масса деревьев высажена в конце XIX века, Дальнейшая обработка пейзажей велась до конца 1920-х.

Новый, или Марысин, парк в левобережной части имеет форму прямоугольника. Создание этого паркового ансамбля связано с легендой о трагической судьбе княжны Марии. Масштабность и отдаление Марысиного парка, натуралистичность пейзажей, одинокий обелиск и источник-грот «Слезы Марыси» — все это делало парк окутанным тайнами.

Английский парк заложили в 1898 году. Здесь размещались конюшни и беговые площадки, просуществовавшие до 1939 года. В Английском парке обучали верховой езде и устраивали конные выступления.

В 1913–1914 годах на месте поляны Плинтовка заложили Японский парк. Его отличительная черта ― заливные луга с тетеревами и утонченные декоративные формы с восточными мотивами. При планировке Японского парка предполагалось сделать узкие дорожки, карликовые деревья, камни-беседки. Однако задуманное осуществилось только частично.