Сухой Павел Осипович (10 [22] июля 1895, село Глубокое, Дисненский уезд, Виленская губерния, Российская империя (сейчас это территория Витебской области) — 15 сентября 1975, Москва, СССР) — советский авиаконструктор, доктор технических наук, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.
Дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965), лауреат Сталинской (1943), Ленинской (1968) и Государственной (1975) премий, лауреат премии № 1 им. А. Н. Туполева (1975, посмертно), Государственной премии Российской Федерации (1997, посмертно).
Биография
Раннее детство
Родился 22 июля 1895 года в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи (ныне — город Глубокое Витебской области, Белоруссия) в семье учителя народной школы. Белорус.
Андрей Сухой, дед Павла Сухого по отцовской линии, был небогатым белорусским крестьянином.
Отец Павла, Осип Андреевич Сухой, крестьянствовал вместе с отцом. Обнаружил в детстве незаурядные способности. На «мирские средства» — деньги, собранные односельчанами «всем миром», — получил образование в учительской семинарии. Затем работал учителем в родном селе.
Мать — Елизавета Яковлевна Гисич. В семье Сухих было шестеро детей: пять девочек и один мальчик — Павел.
Жизнь в Гомеле
В 1900 году отцу предложили заведовать школой для детей железнодорожников в Гомеле, и семья переехала в город. Первоначально семья Сухих снимала квартиру рядом со школой. Помимо преподавательской деятельности, Осип Андреевич организовал для учеников школы кружок хорового пения, которым и руководил.
Сосед по дому, инженер-железнодорожник, симпатизировавший Сухим, дал Осипу Андреевичу денег взаймы без процентов, в рассрочку на несколько лет. На эти деньги семья Сухих купила участок земли рядом с железной дорогой. Там они построили добротный дом с четырьмя комнатами, кухня и верандой. Позже они посадили сад, разбили огород и завели корову и кур.
Отец, Осип Андреевич, собрал в своём доме большую личную библиотеку, любил музыку и хоровое пение. Вся семья Сухих увлекалась чтением, игрой на скрипке и пением. В семье также общими усилиями выпускался домашний молодёжный рукописный журнал «Молодая поросль». Дети охотно писали рассказы, стихи, рассказывали о своих впечатлениях, помещали рисунки и дружеские преувеличения.
Учёба в Гомельской мужской гимназии
В 1905 году Павел поступил в Гомельскую Александровскую мужскую гимназию. Ныне это здание — административно-учебный корпус Белорусского государственного университета транспорта.
Окончил гимназию в июне 1914 года, имея оценку «хорошо» по латинскому и немецкому языкам и отличные оценки по остальным десяти предметам.
В дальнейшем Павел Сухой свободно читал авиационную техническую литературу на немецком языке, а также, хорошо владея латынью, со словарём — на ряде европейских языков — английском, французском, итальянском и других, что в значительной степени повлияло на его успехи в инженерной и административной деятельности. Павлу Сухому позднее также помогали переводить техническую литературу с французского — жена Софья, с английского и французского языков — дочь Ирина.
В отрочестве на будущего авиаконструктора произвели впечатление показательные полёты аэроплана над Гомелем. Летательный аппарат пилотировал русский авиатор Сергей Уточкин. Полёты проходили в рамках публичных гастролей Уточкина по городам Российской империи.
Московский период жизни до 1915 года
Павел Сухой мечтал поступить в Императорское Московское техническое училище, — единственное учебное заведение Российской империи, где изучались теоретические и технические проблемы воздухоплавания на аппаратах тяжелее воздуха.
Отец, Осип Сухой, в 1914 году выслал необходимые для поступления документы в Москву своему родственнику. Тот, опасаясь утери документов, подал в Приёмную комиссию только копии. По этой причине Павлу Сухому в сдаче вступительных экзаменов в ИМТУ было отказано.
Несмотря на это, Павел приехал в Москву и сам подал документы, теперь уже в Московский университет. Успешно сдав вступительные экзамены, он стал студентом математического факультета университета. Через год, покинув Московский университет, Павел Сухой всё-таки поступил в Императорское Московское техническое училище, успешно сдав вступительные экзамены. Здесь он стал членом Кружка воздухоплавания, который создал и которым руководил профессор Николай Жуковский.
Первая мировая война. Служба в армии
Вооружённый конфликт в Европе перерос в Мировую войну. В 1915 году, по достижении призывного возраста, Павла Сухого мобилизовали на военную службу в российскую армию. После обучения в Школе прапорщиков его послали на Западный фронт в действующую армию. Там он служил в артиллерии. После Октябрьской революции 1917 года Восточный фронт развалился. Павел Сухой вернулся в Москву, но Техническое училище было закрыто. Тогда он принял решение вернуться на родину в родительский дом в Гомеле.
Павлу Осиповичу предложили место учителя математики в небольшом городе Лунинец неподалёку от Брест-Литовска, в Западной Беларуси. В этой школе он познакомился с молодой учительницей французского языка Софьей Феликсовной Тенчинской, своей будущей женой.
В 1919 году Павел Сухой, Софья Феликсовна и несколько других учителей, спасаясь от продвигающихся польских войск, переехали в Гомель. Здесь они продолжали учительствовать в Школе для детей железнодорожников, которой заведовал отец Осип Андреевич Сухой. Добывая в окрестных деревнях продукты для семьи, Павел заболел сыпным тифом, а затем перенёс скарлатину, которая дала осложнение на горло. Имея хороший слух и приятный тенор, в юности в кругу семьи Павел иногда пел. Теперь, после перенесённого заболевания, он даже говорил приглушённо, с трудом. Быть может, поэтому в дальнейшем говорил мало и прослыл «молчуном». По этой причине коллеги по работе полагали, что Павел Сухой «несколько суховат» в общении.
В 1920 году вышло постановление Совета народных комиссаров РСФСР о возвращении студентов в высшие учебные заведения. Летом 1921 года Павел Сухой вознамерился продолжить учёбу в Техническом училище в Москве.
1921—1925 годы, жизнь и учёба в Москве
Осенью 1921 Павел Сухой вернулся в знакомые ему аудитории Технического училища в Москве. В 1923 году из Гомеля в Москву приехала и Софья Феликсовна Тенчинская (1895—1982) — помочь овдовевшей сестре, оставшейся с малыми детьми. Белоруска стала преподавать иностранные языки в Институте физкультуры. Павел и Софья случайно встретились на улицах Москвы. Павел Осипович сделал землячке предложение стать его женою, и они поженились. Молодожёны жили вначале в маленькой комнатке жены. Здесь у них родилась дочь Ирина Павловна (1925—2009), в замужестве — Воскресенская. Позднее родился сын Дмитрий Павлович (1932—2000).
Днём Павел Сухой учился в МВТУ, а вечерами подрабатывал в Конструкторском бюро Николая Васильевича Фомина, где проектировались дирижабли. Павел также продолжал занятия в авиационном кружке при Училище.
Летом семья уезжала на родину. Здесь в Гомеле их радушно принимали в доме Осипа Андреевича Сухого — директора сельской школы, получившего звание «Народный учитель Беларуси».
В начале 1924 года Павел Сухой стал работать чертёжником в Экспериментальном отделе ЦАГИ. В этом же году студент Павел Сухой приступает к работе над дипломным проектом. Его руководителем назначили авиаконструктора Андрея Туполева. Защита дипломного проекта прошла успешно и Павлу Осиповичу присвоили квалификацию инженера-механика.
Андрей Туполев разглядел в Сухом талант авиационного конструктора и пригласил молодого инженера на работу в АГОС (Авиация. Гидроавиация. Опытное строительство) — Конструкторский отдел Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) в Москве. Павел согласился, и был направлен в Конструкторскую бригаду Александра Ивановича Путилова на должность инженера-конструктора.
Инженерная и конструкторская деятельность
Конструкторское бюро Туполева размещалось в двухэтажном особняке, до 1918 года принадлежавшем купцу-меховщику Михайлову. Сегодня здесь размещается Мемориальный музей Н. Е. Жуковского. Проектировщики занимали верхний — второй этаж. На первом были опытные мастерские. Рядом уже строились новые здания ЦАГИ и, отдельно, — проектно-конструкторская организация АГОС — которая была создана для постройки и испытаний новых самолётов различного назначения.
Авиационный отдел ЦАГИ предложил строительство цельнометаллических самолётов. Под руководством Андрея Туполева была создана Комиссия по металлическому самолётостроению. В Российской империи алюминий не производился. На Кольчугинском заводе близ города Владимир под руководством В. А. Буталова стали выпускать сплав кольчугалюминий — по названию завода.
2 февраля 1926 года Отделу авиации, гидроавиации и опытного строительства ЦАГИ заказан проект цельнометаллического истребителя с применением в конструкции кольчугалюминия. Конструирование прототипа, который получил индекс АНТ-5, было поручено Конструкторскому отделу Александра Путилова.
«Истребитель четвёртый» И-4 (АНТ-5) стал первым самолётом, в конструировании которого Павел Сухой принял участие. Молодой инженер создал оригинальную конструкцию подмоторной рамы, которая изготавливалась штамповкой, что удешевляло её производство. В дальнейшем на заводе № 22 Сухой занимался доводкой конструкции самолёта и его запуском в серийное производство.
Испытания были завершены в конце апреля 1929 года. «Самолёт И-4ЮVI (И-4 с мотором Юпитер VI) может быть рекомендован на снабжение воздушного флота как современный истребитель». Этот истребитель состоял на вооружении ВВС с 1929 по 1935 год.
Руководитель Конструкторских бригад
В октябре 1930 года Павел Сухой стал заместителем главного конструктора Андрея Туполева и возглавил Бригаду № 4, получив возможность самостоятельно руководить разработкой и постройкой самолётов. Это стало основой формирования конструкторского коллектива будущего авиационного конструкторского бюро.
После прекращения работ по созданию экспериментального самолёта-биплана АНТ-12 инженер В. М. Родионов предложил на основе проекта осуществить постройку истребителя в порядке общественной инициативы. Поэтому прототип получил название «Общественный самолёт». Однако Управление ВВС заинтересовалось проектом и в декабре 1929 года выдало тактико-технические требования под новый самолёт-истребитель под индексом И-8 (АНТ-13). Туполев передал все работы по конструированию и постройке самолёта Павлу Сухому в Конструкторскую бригаду № 4. Истребитель-биплан И-8 был построили и даже провели его испытания, но, по причине отсутствия подходящего двигателя, работы по доводке самолёта были прекращены.
4 мая 1932 года произошло слияние бригад № 3 (руководитель Г. И. Бертош) и № 4 (руководитель П. О. Сухой) в одну — бригаду № 3, начальником которой по предложению С. В. Ильюшина был назначен Павел Сухой. Объединённая бригада должна была к середине 1933 года выпустить на испытания истребитель-моноплан И-14 (АНТ-31) с двигателем воздушного охлаждения М-38, а также истребитель-полутороплан И-13 с двигателем жидкостного охлаждения М-32. П. О. Сухой сосредоточил свои усилия на разработке пушечного истребителя-моноплана И-14 (АНТ-31), а Г. И. Бертош — на разработке И-13 на базе истребителя И-8.
В июле 1932 года заместитель начальника ЦАГИ 1932 С. В. Ильюшин выдал Н. Н. Поликарпову задание на разработку истребителя-полутороплана И-14а с двигателем воздушного охлаждения. Самолёт проектировался на основе истребителя И-13 Поликарпова и замышлялся как высокоманёвренный истребитель, который должен был тактически дополнять И-14 Сухого.
Под общим руководством Андрея Туполева в Конструкторской бригаде № 3 Павлом Сухим созданы истребитель И-14, рекордные самолёты АНТ-25 РД «Рекордная дальность» (боевой вариант ДБ-1) и АНТ-37бис «Родина» (боевые варианты ДБ-2 и ДБ-2Б).
Конкурс на создание самолёта «Ива́нов»
В 1936 году в СССР был объявлен конкурс на разработку многоцелевого самолёта «Ива́нов». В конкурсе приняли участие конструкторские коллективы А. Н. Туполева, Н. Н. Поликарпова, И. Г. Немана, Д. П. Григоровича, С. А. Кочеригина и С. В. Ильюшина.
Конструкторская бригада Павла Сухого предложила проект двухместного одномоторного низкоплана. 25 августа 1937 года лётчик-испытатель Михаил Громов впервые поднял в воздух прототип. В 1939 году на самолёт установили мотор М-88Б мощностью в 1000 л. с. и 10 реактивных снарядов РС-82. Самолёт ББ-1 — «ближний бомбардировщик первый» одержал победу в конкурсе и был рекомендован к серийной постройке. Под индексом «Су-2» ближний бомбардировщик предполагалось выпускать большой серией на нескольких авиазаводах.
Опытно-конструкторское бюро Павла Сухого
За победу в конкурсе Павел Сухой получил право на создание собственного авиационного конструкторского бюро.
29 июля 1939 года он вступил в должность Главного авиационного конструктора нового ОКБ. Самолёты, которые проектировались под руководством Сухого, стали носить обозначение «Су» — индекс, сокращение от фамилии руководителя ОКБ со сквозной нумерацией.
1939−1940 годах Павел Сухой занимает должность главного конструктора на авиационном заводе № 135 в Харькове. 1940—1949 годах он — главный конструктор КБ, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве. Одновременно с этим Павел Осипович занимал должность директора этих заводов.
К началу боевых действий летом 1941 года Военно-воздушные силы СССР насчитывали 13 полностью укомплектованных полков ближнебомбардировочной авиации, оснащённых Су-2. Ближний бомбардировщик Су-2 являлся «секретным изделием». Его силуэт не был знаком даже советским лётчикам. Поздняя модификация самолёта с другим двигателем выпускалась под названием Су-4. Ближние бомбардировщики Су-2 и Су-4 принимали участие в приграничных оборонительных сражениях на советско-германском фронте. Кроме того, использовались при обороне Киева и Москвы, а также в сражениях за Сталинград, на Курской дуге и других боевых операциях.
С 1944 по 1949 год в конструкциях самолётов появились катапультируемые кабина и кресло пилота, а также тормозной парашют.
В ноябре 1949 года авиационное ОКБ Павла Сухого было упразднено. Одной из причин ликвидации КБ была авария самолёта Су-15 в 1949 году. По предложению Андрея Туполева Павел Осипович перешёл работать конструктором в его ОКБ. Здесь конструкторский коллектив Сухого в 1946 году создал модификацию Ту-2 «учебно-тренировочный бомбардировщик» УТБ (УТБ-2). Самолёт строился серийно до 1948 года. В мае 1953 года ОКБ Павла Сухого было восстановлено.
Опытно-конструкторское бюро № 51
В ходе Корейской войны 1950—1953 годов в июле 1952 года СССР получил два трофейных американских истребителя F-86 «Sabre». Для тщательного изучения трофейных самолётов и создания советского реактивного истребителя, превосходящего «Sabre» по основным параметрам было принято решение организовать новое авиационное конструкторское бюро. Его возглавил Павел Осипович Сухой. ОКБ проектировало сверхзвуковые истребители в двух вариантах компоновки прототипов: со стреловидным крылом (индекс «С») и треугольным крылом (индекс «Т») соответственно.
В новом КБ разработали ряд экспериментальных и серийных боевых машин. В их числе: истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысивший скорость звука, истребители-перехватчики П-1, Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, модификации Су-17 бомбардировщики Су-20 и Су-22, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, бомбардировщик-ракетоносец Т-4 и другие самолёты. Были также разработаны ряд нереализованных проектов, например Су-13.
Всего под руководством Сухого разработано более 50 конструкций самолётов.
Дополнительные сведения
С 1958 по 1974 годы Сухой был депутатом Верховного Совета СССР.
В 1972 году (задолго до руководителей других авиационных КБ) Павел Осипович обратился в ВЦ АН СССР с просьбой о содействии в автоматизации процесса проектирования своих изделий. Благодаря этому была создана группа исследователей и программистов, сумевшая за несколько лет разработать и внедрить первую очередь соответствующей САПР (Системы автоматизированного проектирования).
Павел Осипович жил и работал в Москве. В последние годы обострились последствия перенесённого на фронте туберкулёза лёгких, из-за которых приходилось пользоваться кислородным баллоном. Скончался 15 сентября 1975 года в подмосковном санатории Барвиха. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Самолёты, созданные под руководством Павла Сухого
Поршневые:
- истребитель И-8
- истребитель И-14
- одномоторный низкоплан АНТ-25 РД
- одномоторный низкоплан АНТ-26 РД2
- двухмоторный низкоплан АНТ-37
- двухмоторный низкоплан АНТ-37бис Родина
- двухместный истребитель пушечный ДИП-1
- дальний бомбардировщик ДБ-1
- дальний бомбардировщик ДБ-2
- дальний бомбардировщик ДБ-2Б
- высотный истребитель Су-1
- ближний бомбардировщик Су-2
- высотный истребитель Су-3
- ближний бомбардировщик Су-4
- штурмовик-бомбардировщик ШБ
- истребитель-перехватчик Су-5
- тяжёлый штурмовик Су-6
- «двухместный двухмоторный бронированный штурмовик ДДБШ» Су-8
- разведчик-корректировщик Су-12
- учебно-тренировочный бомбардировщик УТБ (УТБ-2)
Реактивные:
- истребитель-перехватчик Су-7 (1944)
- тяжёлый истребитель Су-9 (1946)
- скоростной тяжёлый бомбардировщик Су-10
- тяжёлый истребитель Су-11 (1947)
- тяжёлый истребитель Су-13
- истребитель Су-15 (1949)
- истребитель Су-17 (1949)
Новая серия, самолёты ОКБ-1:
- истребитель-перехватчик П-1
- истребитель Су-7
- истребитель-бомбардировщик Су-7Б
- всепогодный истребитель-перехватчик Су-9
- всепогодный истребитель-перехватчик Су-11
- истребитель-перехватчик Су-15
- истребитель-бомбардировщик Су-17
- истребитель-бомбардировщик Су-20
- истребитель-бомбардировщик Су-22
- фронтовой бомбардировщик Су-24
- бомбардировщик-ракетоносец Т-4
- штурмовик Су-25
Награды Павла Сухого
- В 1957 году присвоено звание Героя Социалистического Труда.
- В 1965 году награждён второй Золотой медалью «Серп и Молот».
- Кавалер трёх орденов Ленина (1945, 1957, 1975), орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (1938), Красной Звезды (22.12.1933) и «Знак Почёта» (1936).
- Сталинская премия Первой степени (1943 — за создание штурмовика Су-6), Ленинская премия (1968), Государственная премия СССР (1975 — посмертно), Государственная премия Российской Федерации в области дизайна (1997 — посмертно) — за дизайнерскую и эргономическую разработку семейства самолётов Су-27.
- В 1940 г. присуждена учёная степень доктора технических наук без защиты диссертации.
- За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники награждён золотой медалью имени академика А. Н. Туполева № 1 Академии наук СССР (1975), посмертно. Медаль вручена вдове авиаконструктора — Софье Феликсовне Сухой.
Память
Для самолётов, которые носят название «Сухой» + номер, в советском и российском авиастроении принято сокращение «Су».
Имя основателя и первого руководителя ОКБ Сухого носит российское специализированное научно-инженерное конструкторское учреждение. Там конструируют, строят и испытывают авиационную технику. На сегодняшний день это одно из ведущих авиационных конструкторских бюро мира.
ПАО «Компания „Сухой“», созданная на базе бывшего государственного авиационного завода № 51. Эта российская компания, занимается конструированием, производством, маркетингом и обучением лётного персонала. Кроме того она осуществляет послепродажное обслуживание, включая поставку запасных частей и оборудования боевых и гражданских самолётов марки «Су» и «Бе».
- В 1977 году в Гомеле был открыт памятник П. О. Сухому — бронзовый бюст на постаменте.
- В городах Гомель и Глубокое именем Павла Сухого названа улица.
- Музей Павла Сухого создан в 1985 году на его родине в городе Глубокое в средней школе № 1.
- Именем Павла Сухого в 1987 году назвали улицу в Витебске.
- В 1995 году именем авиационного инженера и конструктора Павла Сухого назвали Гомельский государственный технический университет (ГГТУ).
- В Москве установлена мемориальная доска по адресу: Ленинский проспект, дом 7, где П. О. Сухой жил с 1947 по 1965 годы.
- Улица, названная в честь авиаконструктора появилась в Москве, в 2004 году.
- В 2012 году его имя присвоено средней школе № 1 города Глубокое.
- Ко Дню белорусской письменности в 2012 году Сухому установили бюст на Аллее знаменитых земляков в городе Глубокое. Там же установлен один из боевых самолётов Конструкторского бюро П. О. Сухого.
- В городе Кричев в память о Павле Сухом на постаменте в городском парке установлен боевой самолёт — однодвигательный реактивный всепогодный истребитель-перехватчик Су-9. Самолёт принадлежал 28-му истребительному полку ВВС СССР, Кричевский район базирования, Белорусский военный округ.
- В 1995 году в Беларуси выпущена почтовая марка с портретом Павла Сухого. Также выпущена серия почтовых марок с изображением самолётов, созданных в Конструкторском бюро, которым руководил Сухой.