Владимир Короткевич

белорусский писатель Владимир Короткевич

Владимир Семёнович Короткевич (26 ноября 1930, Орша — 25 июля 1984, Минск) — белорусский советский писатель, публицист, поэт, переводчик и драматург, сценарист, классик белорусской литературы. Является одной из наиболее ярких фигур в белорусской литературе XX столетия. Стал первым белорусским писателем, обратившимся к жанру исторического детектива.

Творчество Владимира Короткевича отличается романтической направленностью, высокой художественной культурой, патриотичным пафосом и гуманистическим звучанием. Писатель существенно обогатил белорусскую литературу в тематических и жанровых отношениях, наполнил её интеллектуальным и философским содержанием.

Наиболее известны такие произведения автора, как повести «Дикая охота короля Стаха», «Седая легенда», романы «Колосья под серпом твоим», «Христос приземлился в Гродно», «Чёрный замок Ольшанский», эссе «Земля под белыми крыльями».

Биография

Происхождение и детство

Предки Владимира Короткевича были шляхетского сословия и происходили из белорусского Приднепровья: Рогачёва, Мстиславля, Могилёва и других городов. Согласно семейной легенда, один из родственников писателя по материнской линии — Томаш Гриневич, принимал участие в восстании 1863—1864 годов. Повстанцы под его командованием были разбиты, а его самого расстреляли в Рогачёве. Эту историю Короткевич описал в эпилоге повести «Предыстория», и в прологе романа «Нельзя забыть» («Леониды не вернутся к Земле»).

Литератор родился 26 ноября 1930 года в городе Орша в семье интеллигентов. Отец, Семён Тимофеевич (1887-1959), работал инспектором по бюджету в Оршанском районном финансовом отделе. Мать, Надежда Васильевна (1893-1977), окончила могилёвскую Мариинскую гимназию, некоторое время работала учительницей в сельской школе под Рогачёвом, а после замужества занялась домашним хозяйством. Она хорошо знала мировую литературу.

В семье было трое детей — Владимир, его старший брат Валерий (погиб на войне), и старшая сестра Наталья. Большое влияние на Владимира оказал дед по матери Василий Юллианович Гринкевич. Он был энергичным, азартным, обладавший огромной физической и духовной силой. Благодаря ему, писатель полюбил историю и природу. Многие рассказы деда стали источником его будущих произведений.

Владимир с самого раннего детства интересовался историей, особенно историей Беларуси, любил природу, читал книгу А. Брэма «Жизнь животных». Мальчик рано научился читать, а своё первое стихотворение написал уже в шесть лет. Чуть позже пытался писать и иллюстрировать собственные повествования. Кроме обычной школы посещал и музыкальную. Ещё в довоенные годы отослал письмо К. И. Чуковскому, на которое получил ответ.

Военные годы и послевоенный период

Во время Великой Отечественной войны находился с семьёй в эвакуации в Москве, на Рязанщине, в окрестностях Кунгура на Урале, позже в Оренбурге и Киеве. Летом 1944 года после освобождения советскими войсками Киева Владимир с матерью на некоторое время переехал в город к родственникам. Позднее в этом же году вернулся в Оршу, где получил среднее образование.

В послевоенные годы Владимир, оршанский школьник, разместил на страницах рукописного журнала «Звоночек» несколько своих стихотворений, а также первую приключенческую повесть «Загадка Нефертити». Кроме того, им был написан ряд рассказов и статей. Первый вариант своей пьесы «Мельница на Синих Омутах» (поставлена в 1959 году) он написал, ещё будучи восьмиклассником.

В 1949—1954 годах учился на русском отделении филологического факультета КГУ имени Т. Г. Шевченко. Затем в нём же окончил аспирантуру.

В студенческой среде Владимир был душой компании и однокурсники с уважением относились к его мужеству и принципиальности.

Весной 1955 года он сдал экзамены кандидатского минимума и приступил к написанию диссертации про восстание 1863 года, но так её и не закончил.

В 1954—1956 годах работал школьным учителем русского языка и литературы в деревне Лесовичи (Таращанский район Киевской области Украины), а в 1956—1958 годах — в родном городе, Орше.

Окончил Высшие литературные курсы (1958—1960), во время которых увлёкся кино и начал работу над сценариями. Также закончил сценарные курсы (1962) в Институте кинематографии в Москве.

Творческая биография

Как настоящий поэт, Владимир Короткевич дебютировал в 1951 году — опубликовав в оршанской районной газете «Ленинский призыв» два стихотворения: «Тут будет канал» (на русском языке) и «Якубу Коласу» (на белорусском языке).

В самом начале творческого пути автор обратился к белорусской истории и фольклору, о чём свидетельствуют его произведения «Сказки и легенды моей Родины», «Лебединый скит», сказка «Ужиная королева». Короткевич, помимо прочего, разоблачал в своих произведениях несправедливость, как самое позорное для человеческого общества явление. Он нередко заострял внимание на таких ценностях, как уважение и любовь к родителям, доброта и мудрость предков. Кроме того, затрагивал тему исторической судьбы Беларуси и существовавшие в те времена социально-общественные и национальные проблемы.

Писатель использовал в своём творчестве достояние всемирной культуры и, одновременно, был глубоко национальным творцом. Идея самоотверженной, полной патриотизма борьбы, была характерна для творчества писателя. Бессмертный дух народа и стремление простого люда к правде буквально пронизывали некоторые его произведения. При этом его прозе также была свойственна и романтическая поэтика, наполненная радостями жизни и описаниями пейзажей родной страны.

Одним из наиболее значимых для белорусской литературы произведений является его роман «Колосья под серпом твоим». В этой книге воссоздана широкая панорама жизни народа, передана атмосфера в обществе накануне восстания.
Можно сказать, что этот роман положил начало белорусской исторической романистики.

В своём творчестве писатель обращался к самым разным литературным приёмам и формам. Среди них были очерки, притчи, философские размышления, эпические повествования, автобиографические описания и многое другое. Романы, пьесы, эссе, статьи, стихи, киносценарии, публицистика — кажется не было жанра неподвластного Короткевичу.

Все его работы были пропитаны любовью к Беларуси. Он подробно рассказывал про её культуру, язык, литературу, фольклор и природу. Писал об истории своего народа, его искусстве, духовной жизни. Выступал в защиту белорусского языка и культуры, памятников архитектуры и природы, оказав заметное влияние на общественную, эстетическую и духовную жизнь белорусского народа. Произведения Владимира Короткевича переведены на многие языки.

Личная жизнь

В начале 1963 года Владимир Семёнович получил в Минске однокомнатную квартиру, в которую через некоторое время к нему переехала мама. Весной 1967 года они переехали в другой дом, а осенью писатель познакомился с преподавательницей Брестского педагогического института Валентиной Брониславовной Никитиной (в девичестве Ваткович, 1934—1983 гг.). 19 февраля 1971 года они сыграли свадьбу. Жениху на тот момент было 40 лет .

Владимир Короткевич посвятил своей супруге стихотворение «Тавры» и роман «Чёрный замок Ольшанский». Валентина Брониславовна стала высококвалифицированным историком. Она обладала высоким авторитетом в Институте искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР.

Писатель любил путешествовать. С друзьями и женой, в составе съёмочных групп и научных экспедиций он много исходил и изъездил дорог Беларуси и других стран. Дважды бывал в Польше (1971, 1977), трижды в Чехословакии (1973, 1975, 1979).

28 февраля 1983 года стал одним из самых трагичных дней в жизни писателя — умерли его любимая жена и родная тётя по матери — Евгения Васильевна, у которой он в своё время жил в Киеве. В браке с Валентиной Брониславовной он прожил двенадцать лет, детей у них не было.

Летом того же года Короткевич поехал в Оршу, в отчий дом к племяннице, залечивать тяжёлые душевные раны. В Минск вернулся только в начале декабря. Родительское гнездо немного успокоило душевную боль. В начале февраля 1984 года им было написано несколько стихотворений, однако в конце февраля Короткевич серьёзно заболел и около месяца пролежал в реанимации. Весной почувствовал себя лучше, однако 20 июля, вернувшись из похода по Припяти ему стало плохо, а через пять дней он скончался. Писателя похоронили на Восточном кладбище в Минске.

Оценка и значение творчества

Исследователи творчества Короткевича назвали его честью и совестью белорусской литературы, писателем, который смог полностью раскрыть душу народа и его национальный характер, выявить передовые общественные и эстетические идеалы. Его характеризовали как неутомимого труженика, литератора, который постоянно и основательно работал над собой. По некоторым свидетельствам Владимира Короткевича знали как человека неисчерпаемо светлого настроения, который умел смеяться как ребёнок, всей душой любил родных людей и родную землю.

Однако, случалось и так, что творчество Короткевича подвергалось резкой критике. Некоторых из его героев назвали оторванными от жизни формалистами, которых мало интересует содержание советского искусства и его идейная направленность. В то время частные мнения авторов рецензионных статей нередко воспринимали как директивные указания, что приводило к необходимости корректировать названия произведений и пристальному вниманию цензоров.

Тем не менее современники и последователи писателя считали его своим вдохновителем, настоящим романтиком и даже гением. Короткевич стал одной из наиболее ярких фигур в белорусской литературе XX столетия. Особенная его заслуга состояла в разработке исторической тематики. Он поднял в своих произведениях широкие слои национальной истории, передав дух прошедших эпох. Он оказался одним из наиболее талантливых и самобытных представителей того поколения белорусских писателей, которое пришло в литературу во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов.

Считается, что сказкам Короткевича свойственны натуральность звучания, занимательность сюжета, богатство фантазии и узнаваемость. В них органично переплетаются фольклор и фантастичность, таинственность и реальность. Ему удалось обновить сказочные сюжеты, поэтически и возвышенно передать народную мораль и этику, затронуть философские проблемы. Примечательно, что финал в его сказках чаще всего счастливый.

Его поэзии были присущи патриотический пафос, ассоциативность мышления, проникновенный лиризм и философичность. Его стихам также свойственны повышенная экспрессивность, эмоциональность, напряжённость действия, контрастность и яркость образов. Элегично-лиричные стихи, наполнены радостью и светом, но вместе с тем полны драматизма и даже трагизма.

Многогранно и неповторимо раскрылся его талант и в прозе, которой свойственны проникновенная лирика, эпическая повествовательность и психологическая углублённость.

Библиография

Романы

  • Леониды не вернутся к Земле (Нельзя забыть)  (1960—1962, издан в 1982)
  • Колосья под серпом твоим (белор. Каласы пад сярпом тваім) (1962—1964, изд. 1965)
  • Христос приземлился в Гродно (белор. Хрыстос прызямліўся ў Гародні) (1965—1966)
  • Чёрный замок Ольшанский (белор. Чорны замак Альшанскі) (1979)

Повести

  • В снегах дремлет весна (белор. У снягах драмае вясна) (1957, опубликовано в 1989)
  • Цыганский король (белор. Цыганскі кароль) (1958, издана в 1961)
  • Седая легенда (белор. Сівая легенда) (1960, издана в 1961)
  • Дикая охота короля Стаха (белор. Дзікае паляванне караля Стаха) (1958, издана в 1964)
  • Оружие (белор. Зброя) (1964, издана в 1981). Продолжение романа «Колосья под серпом твоим».
  • Чозения (белор. Чазенія) (1967). Повесть-поэма
  • Листья каштанов (белор. Лісце каштанаў) (1973)
  • Ладья Отчаяния (белор. Ладдзя Роспачы) (1978, написана в 1964 году)
  • Крест Анелина (белор. Крыж Аняліна) (не окончена, издана в 1988)

Очерки

  • Земля под белыми крыльями (белор. Зямля пад белымі крыламі) (1977)
  • Вильнюс — частичка моего сердца (белор. Вільнюс — часцінка майго сэрца)
  • Вязынка (белор. Вязынка)
  • Колокола в безднах озёр (белор. Званы ў прадоннях азёр)
  • Сказки Янтарной страны (белор. Казкi Янтарнай краіны)
  • Мой се градок! (белор. Мой се градок!)
  • Рша камен… (белор. Рша камен…)

Рассказы

  • Олива и меч (белор. Аліва і меч)
  • Белое пламя (белор. Белае полымя)
  • В шалаше (белор. У шалашы)
  • Как свергаются идолы (белор. Як звяргаюцца ідалы)
  • Лазурь и золото дня (белор. Блакіт і золата дня)
  • Книгоноши (белор. Кніганошы)
  • Багровый щит (белор. Барвяны шчыт)
  • Золотой бог (белор. Залаты бог)
  • Синяя-синяя (белор. Сіняя-сіняя…)
  • Древо вечности (белор. Дрэва вечнасці)
  • Страна Цыгания (белор. Краіна Цыганія)
  • Око тайфуна (белор. Вока тайфуна)
  • Великий Шан Ян (белор. Вялікі Шан Ян)
  • Были у меня медведи белор. Былі ў мяне мядзведзі)
  • Рождественская рапсодия (белор. Калядная рапсодыя)
  • Пример (белор. Прыклад)
  • Гость приходить на холодном рассвете (белор. Госць прыходзіць на золкім світанні)
  • Посмертная история одного тетерева (белор. Пасмяротная гісторыя аднага цецерука)
  • Письма не опаздывают никогда (белор. Лісты не спазняюцца ніколі)
  • Корней-мышиная смерть (белор. Карней-мышыная смерць)
  • Идиллия в духе Ватто (белор. Ідылія ў духу Вато)
  • Летучий Голландец (белор. Лятучы Галандзец)
  • Маленькая балерина (белор. Маленькая балерына)
  • Паром на бурной реке (белор. Паром на бурнай рацэ) (1981)
  • Лесная история (белор. Лясная гісторыя) (23 ноября 1958 года[53])
  • Дыхание предков (белор. Подыхі продкаў)
  • Полешук (белор. Паляшук)
  • Пурга (белор. Завеі)

Сборники стихов

  • Материнская душа (белор. Матчына душа) (1958)
  • Вечерние паруса (белор. Вячэрнія ветразі) (стихи и поэмы, 1960)
  • Моя Илиада (белор. Мая Іліяда) (1969)
  • Был. Есть. Буду (белор. Быў. Ёсць. Буду) (стихи и поэмы, 1986)
  • Поэзия разных лет (белор. Паэзія розных гадоў) (1987)

Сказки

  • Чёртов клад (белор. Чортаў скарб)
  • Воробей, сова и птичий суд (белор. Верабей, сава і птушыны суд)
  • Скрипка болот и вересковых пустошей (белор. Скрыпка дрыгвы й верасовых пустэчаў)
  • Котёл с камешками (белор. Кацёл з каменьчыкамі)
  • Немощный отец (белор. Нямоглы бацька)
  • Весна осенью (белор. Вясна ўвосень)
  • Лягушки и Черепаха (белор. Жабкі і Чарапаха)
  • Автух-домовой (белор. Аўтух-дамоўнік)
  • Воробъёва тёща (белор. Вераб’ёва цешча)
  • Ужиная королева (белор. Вужыная каралева)
  • Сказка про Петра-разбойника (белор. Казка пра Пятра-разбойніка)
  • Кутька (белор. Куцька)
  • Лебединый скит (белор. Лебядзіны скіт)
  • Мужик и чудо одноглазое (белор. Мужык і дзіва аднавокае)
  • Ночь (белор. Ноч)
  • Пан топный, шляхтич трясинный (белор. Пан тванны, шляхціц багняны)
  • Рыбий царь (белор. Рыбін цар)
  • Старая сказка (белор. Старая казка)

Легенды

  • Мать ветра (белор. Маці ветру)
  • Легенда о бедном дьяволе и адвокатах Сатаны (белор. Легенда аб бедным д’ябле і аб адвакатах Сатаны)

Публицистика

  • Одуванчик на кромке воды (белор. Абдуванчык на кромцы вады)
  • Людям простым к хорошему обучению (белор. Людзям простым к добраму навучанню)
  • Это было 10 марта 1864 года… (белор. Гэта было 10-га сакавіка 1864 года…)
  • С водой и без воды (белор. З вадой і без вады)
  • Колосовцы (белор. Коласаўцы)
  • Язык (что я думаю про тебя) (белор. Мова (што я думаю пра цябе))
  • Наша общая забота (белор. Наш агульны клопат)
  • Родной язык (белор. Родная мова)
  • Доживём ли до ста лет, или посмертное рыдание (белор. Цi дажывем да ста год, або пасмяротнае рыданне)[54][55].

Пьесы

  • Мельница на Синих Омутах (белор. Млын на Сініх Вірах) (поставлена на телевидении в 1959)
  • Немножко дальше от Луны (белор. Трошкі далей ад Месяца) (написана 1959 — 1960)
  • Колокола Витебска (белор. Званы Віцебска) (1974, поставлена в 1977)
  • Кастусь Калиновский (белор. Кастусь Каліноўскі) (написана 1963, поставлена в 1978)
  • Колыбель четырех волшебниц (белор. Калыска чатырох чараўніц) (опубликована и поставлена в 1982)
  • Мать урагана (белор. Маці ўрагану) (1985, поставлена в 1988)

Сценарии

  • Свидетели вечности (белор. Сведкі вечнасці) (1964)
  • Память камня (белор. Памяць каменя) (1966)
  • Будь счастливой, река (белор. Будзь шчаслівай, рака) (1967)
  • Христос приземлился в Гродно (белор. Хрыстос прызямліўся ў Гародні) (с В. Бычковым, 1967)
  • Красный агат (белор. Чырвоны агат) (1973)
  • Дикая охота короля Стаха (белор. Дзікае паляванне караля Стаха) (с В. Рубинчиком, 1979)
  • Чёрный замок Ольшанский (белор. Чорны замак Альшанскі) (с М. Пташуком, 1984)

Посмертные издания

  • Собрание сочинений в 8 томах (1987—1991 гг.) сборник его переводов «Голоса моих друзей» (1993 г.)
  • Сборник «Произведения» (1996 г.) письма Якубу Коласу, Максиму Танку, Янке Брылю, украинским, польским, словацким, латышским, и другим писателям, учёным, друзьям и знакомым
  • Публикации на страницах журнала «Полымя» сборник рисунков «Мир глазами Короткевича» (2006 г.).

Экранизации

Владимир Короткевич был автором сценариев документальных фильмов. По его произведениям поставили много художественных фильмов, теле- и радиоспектаклей, опер.

Художественные фильмы

  • Житие и вознесение Юрася Братчика (1967 г.)
  • Дикая охота короля Стаха (1979 г.)
  • Чёрный замок Ольшанский (1984 г.)
  • Паром (1988 г.) (по рассказу «Паром на бурной реке»)
  • Мать урагана (1990 г.)
  • Седая легенда (1991 г., совместная советско-польская постановка)
  • Полешук (2019 г.)

Документальные фильмы

  • Свидетели вечности (1964)
  • Память (1966)
  • Красный агат (1973)
  • Мультипликационные фильмы
  • Ладья отчаянья (1987)

Оперы

  • Седая легенда (1978 г., композитор Д. Смольский)
  • Дикая охота короля Стаха (1989 г., композитор В. Солтан).

Признание и награды

В 1957 году Владимир Короткевич был принят в Союз писателей Беларуси.

Удостоен:

  • ордена Дружбы Народов (1980);
  • премии СП Белоруссии имени Ивана Мележа (1983) — за роман «Нельзя забыть» («Леониды не вернутся к Земле»);
  • Государственная премия БССР имени Якуба Коласа (1984 — посмертно) — за роман «Чёрный замок Ольшанский».

Память

Библиотеки, названные им. В. Короткевича

Витебская библиотека-филиал № 14.
Новополоцкая библиотека-филиал № 6.
Детская библиотека в Орше.
Таллинская общественная библиотека.

Музей

В Орше музей Владимира Короткевича открыт в 2002 году, на улице Ленина, 26. Экспозиция состоит из двух залов: один посвящён биографии писателя, второй — творчеству. Тамже представлена обстановка послевоенного дома на улице Космонавтов в Орше, с мебелью писателя и его собственностью. Также воссоздан фрагмент кабинета минской квартиры Короткевича.

Памятники

Скульптура Владимира Короткевича на улице Коммунистической, 24, Минск (с 2017 года).
Памятник в Витебске, скульптора И. Казака и архитектора В. Рыбаков (1994 год).
Памятник в Киеве (у здания посольства Беларуси). Открыт 20 октября 2011 года. Создан белорусскими скульпторами К. Селихановым, О. Варвашеней и архитектором А. Корбутом.
Памятник в Орше. Автор памятника — белорусский скульптор И. Голубев. Торжественное открытие произошло в дни празднования 925-летия Орши — 27 июня 1992 года. В 1939 году семья Владимира Короткевича переехала в свой дом, который был построен на высоком и живописном берегу Днепра. Во время войны дом сгорел. Памятник был открыт именно на месте сгоревшего дома, позже перенесён в центральный городской парк Орши.

Улицы

Именем Короткевича названы улицы в Витебске, Орше, Гродно и Рогачёве. Также в 2011 году его имя получила улица в селе Старые Петровцы Вышгородского района Киевской области. Вопреки распространённому мнению, улица Короткевича в городе Минске названа не в честь писателя, а в честь известного подпольщика времён ВОВ, Дмитрия Короткевича.