Янка Мавр

Янка Мавр

Янка Мавр — белорусский советский писатель, переводчик и драматург. Настоящее имя — Иван Михайлович Фёдоров. Годы жизни: 29 апреля (10 мая) 1883 года, Либава — 3 августа 1971 года, Минск.

Писателя считают одним из основателей белорусской детской литературы. Основоположником приключенческого и научно-познавательного жанров в белорусской литературе. А также создателем первой белорусской научно-фантастической повести. Иван Михайлович писал книги для детей, пьесы, занимался переводами.

За годы своей жизни успел побывать членом СП СССР в 1934 году и членом ВКП(б) с 1950 года. Писатель был лауреатом Государственной премии Белорусской ССР в 1968 году и имел звание заслуженного деятеля культуры БССР.

Биография

Ранние годы

Иван Фёдоров родился 29 апреля (10 мая) 1883 года в городе Либаве (ныне — Лиепая, Латвия) в семье выходца из Белоруссии . Его отец был отставным солдатом, искавшим в городе работу. Михаил Фёдоров происходил из безземельных белорусских крестьян и был обучен столярному делу. До военной службы он носил фамилию Ильин, а фамилия Фёдоров появилась в результате ошибки армейского писаря, записавшего Михаила Фёдоровича — Михаилом Фёдоровым. Он рано умер, и маленький Янка (Иван) вместе с матерью переехал на её родину в Литву. В маленькой деревне, основанной российскими переселенцами, они жили бедно. Мать мальчика много работала и смогла дать сыну образование.

В 1895 году Янка окончил начальную школу, а в 1899 году — Ковенское ремесленное училище. После училища он поступил в Поневежскую учительскую семинарию. В конце 1902 года его исключили из последнего, выпускного класса — за вольнодумство и «за сомнения в религии». Тем не менее в 1903 году он всё же получил удостоверение учителя начальной школы, сдав экстерном экзамены за семинарский курс.

Педагогическая деятельность

После учительской семинарии Фёдоров начал работать в школе под Поневежем (Новое Место), а затем его перевели в деревню Бытча на Борисовщине.

В 1906 году он принял участие в нелегальном педагогическом съезде, который состоялся в Николаевщине. В этом же съезде принял участие и будущий классик белорусской литературы Якуб Колас. Судя по документам, Иван Фёдоров был не просто участником того съезда, а одним из его инициаторов. Это событие не осталось без внимания властей и в отношении Фёдорова завели судебное разбирательство. Впоследствии его отстранили от педагогической деятельности и взяли под надзор полиции.

Это, однако же, не помешало ему вступить в церковный брак и переехать в деревню Турец в 1909 году. К учительской деятельности будущий писатель смог вернуться лишь в 1911 году. Фёдоров оставался преподавателем до 1930 года, после чего перешёл на работу в Белорусское государственное издательство.

У писателя была большая семья: жена Стефанида Александровна, дочери Александра и Наталья и сын Арсений.

Янка Мавр умер 3 августа 1971 года, его похоронили в Минске на Восточном кладбище.

Творчество

Начало творческого пути

Как автор Иван Михайлович дебютировал в 1923 году, став фельетонистом в газете «Советская Белоруссия» и ленинградском журнале «Бегемот». В 1925 году в журнале «Белорусский пионер» он напечатал свою первую научно-фантастическую повесть на белорусском языке «Человек идёт». Это произведение положило начало фантастическому и приключенческому жанрам в белорусской литературе. Именно тогда впервые появился псевдоним «Янка Мавр».

«Янка» — это белорусский аналог имени «Иван», а «Мавр» появилось из стремления показать себя интернационалистом. Писатель выступал за права колониальных и зависимых народов и сочувствовал народам Северо-Западной Африки. Эта тема раскроется в его повестях: «В стране райской птицы» (1926) и «Сын воды» (1927) об экзотических странах и угнетённых туземцах. Они отражают на социальные конфликты и написаны в духе настоящих приключенческих повествований.

Повесть «Человек идёт» была написана Фёдоровым в зрелом возрасте, однако сюжет и ход событий в ней соответствуют скорее детскому восприятию мира. В этом произведении автор показал мучительный путь физического и духовного развития человека. Научно-фантастическая повесть имела успех у читателей, а Янка Мавр продолжил свой путь писателя, обратившись к жанрам детской приключенческой и научно-познавательной литературы.

Кульминацией в развитии темы иноземных завоеваний стал роман «Амок» — о восстании 1926 года на острове Ява. Он во многом был документальным и содержал подробные материалы о природных особенностях острова, быте местных жителей, их устоях и нравах. Все эти детали автор получал непосредственно с Явы и из Голландии через учителей-эсперантистов, с которыми вёл активную переписку.

В 1930-х годах писатель обратился к родным местам и жизненным реалиям молодого поколения. Повесть «Полесские робинзоны» рассказывает о приключениях двух подростков в глухом Полесье. В ней Мавр показал, что под белорусским небом тоже есть романтика и красота. Главной идеей робинзонады стала победа человека над стихией. Мораль рассказа в том, что природа — это воплощение спокойствия и равновесия, которые не стыкуются со злом и человеческой жестокостью.

Ещё одна повесть для юной аудитории — утопическая «Повесть будущих дней» о коммунистическом будущем СССР.

Трудные годы

Эволюция жанра приключенческой повести прослеживается и в следующей повести автора — «ТВТ», получившей первую премию на всебелорусском конкурсе детской книги. Примечательно, что это произведение приглянулось Максиму Горькому, который попросил Мавра перевести её на русский язык. Актуальная на тот момент тема рабочего воспитания молодёжи зазвучала в нём натурально и живо. Главные герои — дети — сами справлялись с повседневными заботами и мелкими проблемами, сообща обживая этот мир. Это произведение высоко оценил ещё один современник Мавра — писатель Самуил Маршак.

Во время войн писатель вынужденно оказался далеко от родной земли — сначала в Новосибирске, затем в Алма-Ате. Это было для него тяжёлым испытанием. В 1943 году Мавр переехал в Москву, где, сильно заболев, попал в больницу. В родной Минск он вернулся только после освобождения его от фашистских захватчиков. На протяжении 1946—1948 годов Янка Мавр совместно с Петром Рунцом занимался сбором и редактированием воспоминаний белорусских детей о войне для книги «Никогда не забудем». Издание получило высокую оценку не только в Беларуси, но и за её пределами.

После войны писатель опубликовал цикл рассказов о трагических испытаниях, которые выпали на долю детей в военные годы. Эти произведения: «Счастье», «Две правды», «Максимка», «За что?» — полны эмоционального напряжения и описаний внутренних конфликтов. В сюжетах описаны психологические столкновения мира детства с миром взрослых и драматические душевные состояния  героев. В основу рассказа «За что?» лёг реальный трагический факт — гибель жены и сына писателя Михаила Лынькова.

Книги Янки Мавра переведены на русский, украинский, армянский, таджикский, литовский, польский и чешский языки. Отдельные его произведения изданы в Америке, Англии и других странах.

Увлечения писателя

Янка Мавр был известным эсперантистом. Эсперанто он начал изучать ещё в 1904 году. В 1926 году он вёл передачу для практикующих эсперанто на белорусском радио. Ведя переписку с эсперантистами мира и получая от них напрямую редкую информацию, он написал книгу «Амок».

Писатель собрал большую домашнюю библиотеку, которая была одной из лучших в довоенные годы в Белоруссии.

Янка Мавр увлекался спиритизмом. В его доме собирались компании, которые практиковали вызов духов. У Мавра был философский склад ума, и в спиритизме он видел не мистику, а неисследованное природное явление. Он пытался понять механизм его действия. Некоторые считали, что писатель обладал необычными способностями.

Любил Янка Мавр и езду на велосипеде, а кроме того, хорошо играл на скрипке.

На своей даче под Минском, в Ждановичах, Янка Мавр построил шалаш-кабинет из лозы. На мостках над Свислочью он поставил импровизированный письменный стол, так, что можно было сочинять книги о дальних странах, свесив ноги в воду и воображая себя на берегу океана.

Янка Мавр находился в дружеских отношениях с классиком белорусской литературы Якубом Коласом. Они имели похожее образование и оба участвовали в учительском съезде (на котором и познакомились), после которого Якуб Колас был посажен в Пищаловский замок, а Янка Мавр (тогда ещё Иван Фёдоров) отдан под надзор полиции. Два деятеля культуры даже породнились: дочь Янки Мавра, Наталья, вышла замуж за сына Якуба Коласа — Михася.

Значение творчества

Оценка и цензура

Янка Мавр по праву считается «отцом» белорусской детской литературы. Он как первооткрыватель определил дальнейшее её направление и развитие. Кроме того, стал создателем новых жанровых форм — приключенческого и научно-фантастического. Впоследствии автору удалось расширить временные и пространственные границы белорусской детской литературы. Его новаторские находки предопределялись прекрасным знанием литературных традиций — национальной, русской, западной.

Он умело использовал художественные приёмы таких классиков приключенческой литературы, как Жюль Верн, Майн Рид, Фенимор Купер. В творчестве Мавра имелось немало реминисценций из произведений Даниеля Дефо, Александра Дюма, Гюстава Эмара, Луи Жаколио, Луи Буссенара, Генри Хаггарда.

Не обошла автора и официальная критика. Например, за лирическую повесть «Сын воды» писателя упрекали в невыразительности классовой позиции, в аполитичности и «социальной притуплённости». И хотя повесть написана о полудиком жителе Огненной Земли, вынужденным бороться с природой за своё существование, критики обвинили её в том, что у героя отсутствуют высокая революционная сознательность и зрелое классовое чувство. Однако нашлись и рецензенты по достоинству оценившие композиционную целостность и органический характер повести, которая была очень дорога самому автору.

Последователи писателя

Повесть «ТВТ», написанная в 1934 году стала знаковой для молодёжи того времени. Её герои принадлежали к организации «Товарищество воинствующих техников», описанных автором очень ярко и правдоподобно. Сюжет же отображал советскую действительность, поэтому в республиканском Министерстве образования к повести отнеслись с настороженностью. Они считали, что объединяться школьникам ни к чему, ведь это не предусмотрена школьным уставом. По мнению чиновником деятельность школьников должна регламентироваться «Правилами поведения учеников», а не самовольными законами.  Однако книга нашла отклик в обществе и во многих городах Беларуси развернулось движение «ТВТ-вцев», которое стало откровенным вызовом официальной нормативной педагогике. Движение затронуло и такие города, как Калининград, Иваново, Ставрополь, Петрозаводск, Элекмонаре (Алтайский край).

Библиография

Романы

  • Амок (1929)
  • Повести
  • Человек идёт (1924)
  • В стране райской птицы (1926)
  • Сын воды (1927)
  • Полесские робинзоны (1930)
  • Повесть будущих дней (1932)
  • Вокруг мира (1947)
  • ТВТ, или Повесть о том, как пионеры возмутились против гнёта вещей (1934, 1949)
  • Путь из тьмы (1920, 1956—1958)
  • Фантомобиль профессора Циляковского (1955)

Сказки

  • Вандраванне па зорках (1927)
  • Путешествие по звёздам (1927)
  • Пекло (1929)
  • Путешествие в ад (1958)

Пьесы

  • Ошибка (1940)
  • Дом на окраине (1941)
  • Болтун (1946)

Рассказы

  • Звери на корабле (1927)
  • Лаццарони (1927)
  • Необыкновенная приманка (1927)
  • Слёзы Туби (1927)
  • У цясніне (1927)
  • Полымя смерці (1928)
  • Помста кошкі (1928)
  • Сымонка-рызыкант (1929)
  • Школа ў паходзе (1929)
  • Чужаземец (1932)
  • Мая ёлка (1937)
  • Бярозавы конь (1939)
  • Каршун (1939)
  • Новае жыццё (1939)
  • Падарожжа ад школы да дому (1939)
  • Справа пятага «Б» (1939)
  • Семья (1939)
  • Чэснае піянерскае (1939)
  • Начальнік артылерыі (1940)
  • На льдине (1941)
  • Як Соня па доктара хадзіла (1941)
  • Багіра (1945)
  • Васілёк (1945)
  • Дзве праўды (1945)
  • Дом пры дарозе (1945)
  • Шчасце (1945)
  • Деревянная ложка (1946)
  • Завошта? (1946)
  • Максимка (1946)
  • На парозе будучыні (1946)
  • Яно (1946)
  • Невядомы герой (1947)
  • Путешествие вокруг дома (1947)
  • Віцеў экспанат (1948)
  • Гісторыя аднаго шэфства (1948)
  • Пасылка (1948)
  • Записка (1950)
  • Васька Жукаў (1952)
  • Синьора Эмилия (1952)
  • Шапка (1952)
  • Апошні вылет (1954)

Статьи

  • Каляровыя душы (1930)
  • Урала-Кузбас (1931)
  • Падарожжа па Малой Беларускай чугунцы (1938)
  • Нашы дзеці (1946)
  • Некалькі слоў пра мараль (1947)
  • Раскажы пра сваіх сяброў (1947)
  • Як я пазнаёміўся з Якубам Коласам (1952)

Эссе

  • Спартак (1936)
  • Сборники
  • Слёзы Тубі (1930)

Янка Мавр выполнил переводы на белорусский язык произведений таких классиков мировой литературы, как Жюль Верн — «20 000 лье под водой» (белор. «80 000 кіламетраў пад вадой», 1937); Марк Твен — «Приключения Тома Сойера» («Прыгоды Тома Сойера», 1939) и «Принц и нищий» («Прынц і жабрак», 1940); А. П. Чехов — «Детвора» («Дзетвара») и «Избранные произведения» («Выбраныя творы», 1954).

Киноинсценировки

  • 1934 «Полесские робинзоны» (режиссёры Л. М. Молчанов и И. Бахар, по мотивам повести «Полесские робинзоны»; «Белгоскино»)
  • 1971 «Неоткрытые острова» (режиссёр Л. В. Мартынюк, по мотивам повести «Полесские робинзоны»; «Беларусьфильм»)
  • 2014 «Чудо-остров, или Полесские робинзоны» (режиссёр С. Г. Сычёв, по мотивам повести «Полесские робинзоны»; «Беларусьфильм»)

Награды, почётные звания и премии

  • Заслуженный деятель культуры БССР (1968).
  • Государственная премия БССР (1972 — посмертно) за повести «Человек идёт», «В стране райской птицы», «Сын воды», «Полесские робинзоны», «ТВТ», «Путь из тьмы», роман «Амок».
  • два ордена Трудового Красного Знамени.
  • Орден «Знак Почёта».
  • Медали.

Память

  • Именем писателя названы:
    улица Янки Мавра в Минске;
  • улица Мавра в Пинске.
  • Минская областная детская библиотека имени Янки Мавра.
  • Районная борисовская школа имени Янки Мавра.

С 1993 года в Белоруссии присуждается премия имени Я. Мавра за лучшие произведения для детей.

Писателю посвящены документальные фильмы:

  • «Острова капитана Мавра» (1983, режиссёр В. Сукманов, «Летопись»);
  • «След детства» (2004, режиссёр А. Суханова, РУП «Белорусский видеоцентр»);
  • «Янка Маўр. Капітан дзіцячых мараў» (рус. «Янка Мавр. Капитан детских мечт») (2013, режиссёр А. Левчик, РУП «Белорусский видеоцентр»).